Конспект нод по развитию речи в средней группе. Звуковая культура речи . Дидактические упражнения «У кого что?»; «Кто где живет?»
Цель: Познакомить детей с новым звуком – ф ( песенка ежа); упражнять в четком произношении звука «ф» изолированного, а также в звукоподражаниях и словах; способствовать развитию речевого дыхания; воспитывать интонационную выразительность речи; упражнять в употреблении существительных, имеющих в родительном падеже множественного числа окончание – ей ( мышей, ежей, сторожей); активизировать в речи детей слова мех, перья, колючки; учить детей рассуждать и делать простейшие выводы.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям ежа ( игрушку или картинку). Говорит, что у ежа своя песенка – ффф. Предлагает спеть ее всем вместе (2-3 раза). Затем еж просит спеть его песенку 6-7 детей по очереди. Всякий раз благодарить ребенка (« Спасибо, Кристиночка, такая славная песенка получилась»; «Благодарю тебя, Митя, за исполнения моей песенки»). Время от времени воспитатель спрашивает у всех (у отдельного ребенка), что сказал ежик Мите. « А у взрослого ежа длинная песня, - говорит воспитатель, - вот такая: ффффффффф (2 – 3 раза). Давайте споем ее все вместе». Далее проводится игра « Заводные ежи» А теперь мы с вами послушаем рассказ ( дается одновременно с показом картинок на фланелеграфе): - на лесной опушке в маленькой избушке жили – были дед и баба. А в лесу, недалеко от домика, жили три ежа. Звали их так: Фук, Фок, Фэк. Как их звали? (хоровые и индивидуальные ответы). Ежи сторожили лес. Что делали? И гуляли по лесным тропинкам, пели песенки. Вот одна из них:
Лучше нас, лесных ежей, Нет на свете сторожей.
(Воспитатель повторяет песенку 2- 3 раза с участием детей).
Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались лесные мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и пищали. И решили старики: « Пригласим ежей. Пусть прогонят мышей!» Что решили сделать старики? (хоровые и индивидуальные ответы). Как решили, так и сделали! И вот уже ежи идут воевать с мышами. Впереди идет Фук. Кто впереди? за ним Фок? Кто за Фуком? А сзади Фэк? Ежи друг за другом идут. Как идут? Песенку поют:
По тропинке мы идем, Фук, Фок, Фэк! К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк! К деду с бабушкой идем, и тихонечко поем! ( воспитатель повторяет песенку, дети хором произносят имена ежей.)
Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, тоже напевая, только громче:
По тропинке мы идем, Мы с победою идем, Мы победою, идем Громко песенку поем
( имена ежей произносят дети). Вот какой интересный рассказ получился у нас. (Вам понравилось?). А теперь посмотрим картинки. Педагог показывает детям картинки с изображением мыши, ежа, птицы. Они все живут в лесу. Предлагает вопросы и задания: « У кого меховая шубка? ( « У мышки».) Давайте рассмотрим мех. (Мех короткий, пушистый, гладкий.) А у птицы из чего пальтишко? ( «Из перьев»). Из чего шуба у ежа? («из колючек»). Вот какую разную одежду носят знакомые нам звери: ежи, птицы, мыши – заключает педагог. Воспитатель спрашивает, где живут мыши, ежи и птицы. Помещает на фланелеграфе картинки: дом и дерево. Если дети допускают ошибки (обычно они говорят, что ежи и птицы живут у человека), педагог напоминает, что о домашних животных человек заботится, кормит, лечит. В конце занятия воспитатель показывает детям кубик, на одну из граней которого наклеена картинка с изображением ежа. Поворачивает кубик, приговаривая « Крутись, вертись, на бочок ложись». Когда кубик ложится картинкой к детям, они произносят звукоподражание. (ффффф).
Список использованной литературы.
- «Обучение грамоте дошкольников» Л.Журова
- «Развитие речи в детском саду» Гербова В.В
- «Занятия по развитию речи в средней группе» Гербова В.В.
- «Воспитания звуковой культуры речи дошкольников» Максаков А.И
- «Правильно ли говорить ваш ребенок» Максаков А.И
- «Развитие речи у малышей» Денисова ( все возрастные группы)
|